Расписание занятий
Оценка качества образования
Ссылки

Новости

20.03.2020     |     982

ДЕТСКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА Г.Г. ВДОВИНА

      Осознавая важность музыкального воспитания, многие великие мастера задумывались о качественном музыкальном репертуаре для юных музыкантов. В разное время к детской музыке обращались: И. С Бах («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Маленькие прелюдии и фуги»), Р. Шуман: («Альбом для юношества»). Огромный вклад в становление русской пианистической школы внес П.И. Чайковский. Написанные им циклы «Детский альбом» и «Времена года» входят в золотой фонд фортепианной музыки для детей. Заложенную Чайковским основу русской фортепианной педагогики продолжили: А.Т. Гречанинов, А.Ф. Гедике, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Д.Б. Кабалевский и др.
Большое внимание детскому репертуару в своем творчестве стали уделять и композиторы Мордовии. На становление профессиональной музыки мордовских композиторов существенное влияние оказали два фактора.
Во первых, это богатейшая народная музыкальная культура, которая стала, по мнению Г.И. Сураева-Королева, «живительным источником вдохновения и основанием для создания…оригинальных произведений на народную тематику…» (Сураев-Королев Г.И.)
Во вторых – классическое русское музыкальное наследие – русская композиторская школа: «Мордовские композиторы учились на произведениях великих русских композиторов, которые дали высокие образцы претворения русского и инонационального мелоса в профессиональном творчестве. Их искусство стало отличной школой для деятелей молодой мордовской профессиональной культуры» (Бояркин Н.И.)
      Продолжая традиции великих мастеров, практически все композиторы Мордовии в своем творчестве обращались к детскому фортепианному репертуару. Но особые слова хотелось бы сказать о Гаврииле Григорьевиче Вдовине. Заслуженный деятель искусств РФ и МАССР, член Союза композиторов России, Г.Г. Вдовин глубоко понимая необходимость знакомства юных музыкантов с качественной музыкой с самого раннего возраста, и имея богатый педагогический опыт, большое внимание уделял именно детскому репертуару и его практическому воплощению.
Главной целью Г.Г. Вдовина при создании детского репертуара было «Воспитание детей на высокохудожественных образцах профессиональной мордовской музыки, которая является составной частью финно-угорской и мировой музыкальной культуры» (Генералова А.Ф.)
Среди детских фортепианных произведений Г.Г.Вдовина хотелось бы выделить два цикла для младшего и среднего возраста: «Пять пьес для фортепиано» и «Портреты». Каждая «пьеса-портрет» является неким собирательным образом композитора: «В.А. Моцарт», «Р. Шуман», «П.И. Чайковский», «Б. Барток», «С.С. Прокофьев». В «Портрете» Г.Г. Вдовин «рассказывает» ребенку на доступном языке об особенностях и характерных чертах музыкального стиля, присущих одному из композиторов, что весьма важно для воспитания юного музыканта, для формирования у него эстетического вкуса и специфики пианистического мастерства, которыми должен обладать каждый исполнитель.
Подбирая репертуар, преподаватель должен учитывать особенности характера и темперамента ученика, его технические возможности. Кроме того изучаемое произведение должно быть доступным по образному содержанию и, главное, нравиться ребенку. Каждая из пьес Г.Г. Вдовина, входящих в цикл «Пять пьес для фортепиано» – учитывает перечисленные нюансы, обладает самостоятельной художественной ценностью, кроме того способствует решению определенных исполнительских задач. В своих произведениях Г.Г. Вдовин общается с юными музыкантами «на равных, по-взрослому», современным языком, давая ребенку возможность выражать собственное мнение без заискивания и примитива.
Одним из интереснейших произведений для учащихся старших классов, на наш взгляд, является «Каприччио на финские народные песни». Это яркое, насыщенное контрастами сочинение, в котором представлен большой спектр образов, а соответственно педагогических задач и подходов.
Именно работе над этим произведением был посвящен открытый урок преподавателя фортепианного отделения РДМШИ Королевой М.В. с учащимся 7 класса Макаровым Алексеем, который был проведен на Республиканских курсах повышения квалификации для преподавателей фортепиано. Урок получил положительные отзывы, но особенно ценным стало то, что многие преподаватели заинтересовались «каприччио» и другими произведениями и даже попросили сделать копии.
     В этом году прошло 10 лет, как Гавриила Григорьевича не стало. Но мы продолжаем открывать для себя новые интересные грани его музыки, которая, надеемся, будет звучать не только в нашей республике, но и за ее пределами.

Королева М.В.
К списку
Создано: 20.03.2020 10:35:27   |   Изменено: 20.03.2020 10:35:27
Новости министерств:
Новый музыкальный конкурс “Соло 01” для талантливых детей от МЧС России
22.06.2022 10:50:43  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Конкурс детского рисунка «Пожарам – НЕТ!»
23.03.2022 14:50:43  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Установи дома пожарный извещатель – защити себя и своих близких!
05.11.2020 12:21:22  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Новости управлений и ИМЦ:
семинар учителей истории и обществознания г.о. Саранск
15.05.2024 14:25:57  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
Муниципальный конкурс «Юный предприниматель»
26.04.2024 16:27:19  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
X городской конкурс исследовательских работ «Бабушкин сундук»
25.04.2024 13:00:00  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
написать комментарий
*Псевдоним *e-mail
 
Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
обновить изображение
Введите слово с картинки*:
Отправляя комментарий к новости, я прочитал(а) "Соглашение об обработке персональных данных", принимаю его и даю свое согласие на обработку своих персональных данных.
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Выступление Нурутдиновой Л., Дивеева Д.
Фотографии