Расписание занятий
Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Роль семьи в успешной адаптации первоклассника

Автор: Кузнецова М.А.
Поступление ребенка в школу является одним из важнейших переломных моментов в его жизни. Этот период требует напряжения адаптационных механизмов личности, поскольку связан с усилением умственных, эмоциональных и физических нагрузок.
Адаптация определяется готовностью ребенка к изменению своего социального положения, социально-психологической ситуации, созданию своей личностной микросреды, т.е. адаптация представляет собой процесс активного приспособления, результатом которого является адаптированность (система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих последующую жизнедеятельность). Однако адаптация детей к школе понимается не только как процесс приспособления ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, к новым условиям жизни (организационной стороне жизни, к своей социальной роли), но и как процесс привыкания к особенностям усвоения знаний в условиях урока.
Школьная дезадаптация в самом общем виде понимается как некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которым по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным. Выделяются следующие признаки школьной дезадаптации:
1.    Посещает школу без особого желания или совсем не хочет посещать.
2.    Ребенок отказывается говорить на школьные темы.
3.    Негативно отзывается о школе, учителях, одноклассниках.
4.    Нежелание выполнять домашние задания, как следствие, низкая успеваемость.
5.    Не желание ребенка делиться о своих впечатлениях о проведенном дне.
6.    Усталый внешний вид ребенка.
7.    Беспокойный сон и трудности утреннего пробуждения.
8.    Постоянные жалобы на плохое самочувствие, частые простуды.
Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять  подготовку ребенка  к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах – родители, семья, воспитатели детского сада, или учителя, школа?
Специалисты считают, что никакое самое хорошее детское учреждение - ни детский сад, ни начальная школа - не могут полностью заменить семью, семейное воспитание.
Учителя отмечают, что ребенка-первоклассника несложно научить чему-то новому, а вот собрать его внимание, удержать  в покое  в течение урока оказывается  весьма сложным делом. Почему же так  получается?
У ребенка недостаточно развиты произвольные формы поведения, он не умеет управлять своим вниманием, деятельностью. А учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Обучение в школе требует сложившейся  произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят.
Произвольность поведения развивается (или не развивается) на протяжении всего дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребенка: в выполнении требований взрослых, в соблюдении норм и правил поведения, в общей дисциплинированности, организованности поведения и прочее. Если на пороге школы ребенок не умеет произвольно  регулировать свою деятельность и поведение, значит, были допущены ошибки в его воспитании на более ранних этапах развития и об этом весьма важно помнить родителям. Возможно, что ребенка излишне опекали (тактика опеки), но к таким же плачевным  результатам  приводят и чрезмерная строгость взрослых, подавлении активности  самого ребенка (тактика диктата).
Самостоятельно  ребенок, в какие бы замечательные  условия не помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Всему этому он может  научиться только вместе  со взрослыми: в общении, в совместной  деятельности.
Часто родители не задумываются  о необходимости стимулирования  у ребенка желания  учиться в школе. А тем не менее, для самого ребенка   важен сам факт  официального признания  его взросления («Уже школьник!») Укрепляют его позицию школьника  приготовление учебных пособий, покупка рюкзака (ранца), организация рабочего места, т.е. вся внешняя атрибутика школьной жизни.
Очень важны для развития  личности мотивы познавательного характера (хочу много знать, узнавать новое, уметь писать, читать), о формировании которых следует заботиться родителям. Как ни странно, первоклассники нередко заявляют о своем  нежелании учиться. За этим просматривается неправильная тактика родителей, чувствующих  реальную или мнимую неготовность ребенка к школе и запугивающих его трудностями предстоящего обучения.
Ребенку надо говорить о том, что учение в школе  - дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть. Зато как хорошо много знать и уметь!
Перед поступлением ребенка в школу родителям  желательно пересмотреть  его дополнительные нагрузки и представить, как они уложатся  в распорядок дня первоклассника. Но смена социальной позиции ребенка не означает отмены всех его увлечений и изменения привычек, хотя и с некоторыми из них все же придется расстаться. Чтобы больше успеть, потребуется более четкий  распорядок дня, более продуманный отдых  ребенка.
Здесь нет одного для  всех правила. Следует учесть особенности ребенка, а также возможности всей семьи. «Потихоньку» приучать ребенка к режиму, или скажем, выполнять за него часть обязанностей в надежде, что он «попривыкнет  к школе» и потом все будет делать сам,- не лучший  способ помощи. Именно на самых первых шагах  важно четко  и однозначно показать ему, что входит в круг его  новых, его собственных обязанностей.
Добиться их выполнения – это значит организовать жизнь ребенка  так, как необходимо для его учебного труда. Любая же «полуорганизация»  лишь прибавит ему трудностей и принесет  родителям  в будущем немалую заботу.
Следующая проблема - обязательное выполнение правил, которым подчинено поведение первоклассника в школе. Этих правил довольно много. Большая часть их направлена  на то, чтобы и класс в целом, и отдельный ученик могли работать продуктивно. Эти правила  являются общественно-направленными по своему содержанию (обеспечивают  продуктивную  работу всем).
Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к работе в классе. В этом заключается  важнейшая  воспитательная  роль обучения, требующего от каждого определенного отношения  к работе класса (коллектива).
Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстрее овладеть  этими правилами, если они будут  их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для  других детей их безупречное выполнение.
Первоклассники очень чувствительны  к выполнению этих правил. Они в некотором смысле формалисты: и сами стараются неукоснительно  соблюдать правила, и от своих товарищей  требуют этого. Требования  должны быть  неукоснительными, но выражаться они должны  в уважительной и доброжелательной форме. Подчинение правилам требует от ребенка довольно развитого умения саморегулироваться, быть самостоятельным.
Каждый ребенок уникален. Один в свои семь лет вполне самостоятелен. Другому - достаточно напомнить и он сам справляется со своими  обязанностями. Третьему  ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая  взрослому, а вот с четвертым  может быть намного сложнее: взрослому  придется  вместе с ним  выполнять  действие: и портфель помочь сложить и затем высказать свое положительное отношение к тому, что ребенок сделал самостоятельно. По мере овладения ребенком этим умением  взрослый ограничивает свое участие в этом деле.
Примерно так же надо вести себя взрослым и в других ситуациях, например, выполнение режима дня, содержания в чистоте и порядке  своих вещей и пр.
Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые  он начинает  выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые раньше он выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые   лежат  за пределами большого круга. В каждом возрасте для каждого  ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может  справиться сам за пределами этого круга - дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще.
Следовательно, развиваясь, ребенок  завтра будет способен  делать  сам то, что вчера он делал  вместе с мамой или папой. Зона дел, выполняемых вместе, - это  «золотой запас» ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Именно поэтому ее и назвали «зоной  ближайшего развития». У одного из детей эта зона  широкая, т.е.  родитель с ним  много занимается, а у другого - узкая, т.к. родители часто предоставляют  его самому себе.
Первый ребенок будет  развиваться быстрее, чувствуя себя  увереннее, успешнее, благополучнее. И поэтому оставлять родителю ребенка там, где ему трудно, -  грубая ошибка.
Если ребенок готов принять помощь родителей, то при этом родителю  важно помнить, что он:
1)  должен взять на себя только то, что  ребенок не может  выполнять сам, остальное предоставить сделать ему самому;
2) по мере освоения  ребенком новых  действий постепенно передавать  их ему.
    
В заключение можно сформулировать основные условия, которые необходимы соблюдать, помогая  ребенку стать учеником:
•    вера  в ребенка;
•    надежда  на его  успех;
•    любовь к ребенку;
•    организация  его жизни, успешная  адаптация  к школе;
•    умение  выполнять  правила;
•    быть  самостоятельным.
Родителям важно помнить о том,  что чрезмерная забота делает ребенка нервными застенчивым, однако, ребенок, выросший  в обстановке  доброжелательности, скорее адаптируется к обществу, когда вырастает.
Если ребенок отвергнут  родителями и испытывает дискомфорт, то он навряд ли будет «школьнозрелым». Ну, а если даже вдруг и будет, адаптация его пройдет  с трудом, вероятнее всего со срывом в виде  невротических  реакций. Школа станет пыткой для него.
Родители  должны иметь в виду, что умение читать, писать, считать не самое главное в подготовке детей к школе. Основная задача заключается  в том, чтобы создать  условия для полноценной, содержательной  жизни ребенка. Такая жизнь, предполагающая приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры, даст первокласснику и необходимые  для успешного  вхождения в школьную действительность знания и умения, обеспечит  формирование  необходимых качеств.

        

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 07.09.2017   |   Изменено: 07.09.2017 13:48:17
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
фольклорный ансамбль "Лаймоне" и "Торама"
Фотографии